777hawk (777hawk) wrote,
777hawk
777hawk

О русском этническом возрождении, "русской партии" и юбилее ВООПИК-а

Я скептически отношусь к г-ну Холмогорову, данную статью считаю поверхностной, а уж примененный в ней "классовый подход" и рассуждения о "собственниках" и "среднем классе" в 1960-е - и вовсе, как бы это сказать помягче, наивными. Ну, и о роли КГБ в движении, которое автор называет "русской партией", он не говорит ни слова, зато явно перегибает, рассказывая о страшном Андропове, который чуть всех не съел. Наверное, потому, что на самом деле в так называемом "русском движении" влияние спецслужб никак не меньше, чем в советские времена. Стрелков многое мог бы рассказать, да вряд ли мы дождемся откровений от человека из "конторы".
Но, как бы там ни было, современная молодежь да и люди постарше не имеют представления об идейной борьбе и ее этапах в позднем СССР. А потому за статью г-ну Холмогорову нужно сказать большое спасибо. И прочесть.



Оригинал взят у holmogor в О русском этническом возрождении, "русской партии" и юбилее ВООПИК-а
Написал о полувековом юбилее манифеста "Берегите святыню нашу" и создания ВООПИК-а. То есть начале русского этнического возрождения, результатами которого мы так или иначе определяемся и до сих пор.

http://izvestia.ru/news/594319



Петр Вайль и Александр Генис, наблюдатели отнюдь не беспристрастные и не дружественные, отмечают: «Переломным можно считать 1965 год… На обложках популярных журналов появились монастыри; в газетах – статьи о пряниках и прялках, истории о том, как Ротшильда потряс Суздаль; в стихах замелькали находки из словаря Даля: бочаги, криницы, мокреть… в ресторанах вместо профитролей подавали расстегаи».

Это была эпоха, когда, как иронично подметили в «Москве слезам не верит», Рудольфы вдруг стали Родионами, «простое русское имя». Не было, наверное, ни одной образованной семьи, где не висел бы плакат или календарь с церковью Покрова на Нерли, прекратившейся в эталон, икону русскости. В литературе оформилось движение деревенщиков, и по сей день остающееся последним крупным литературным направлением в нашей словесности.

Началась мода на «почерневшие доски» - иконы, пусть поверхностная, но переворачивавшая все эстетические представления модернизма начала 60-х.

В ноябре 1967 «Советская культура» начинает печатать цикл очерков публициста Юрия Бычкова «Золотое кольцо», дающее своеобразное оформление символическому ядру новой идентичности, – Владимиро-Суздальская Русь, её белокаменные церкви и кремли, стала основой и для показа России иностранцам и для укрепления собственного этнического самосознания. Вместо монументальности тоталитарного модерна и футуристического конструктивизма, в России внезапно стало больше воздуха, света, зеленой листвы, пушистого снега, больше церковных маковок, старинных палат и резных деревенских наличников.

Русское этническое возрождение было движением общественным, этим отличаясь от казенной державной русофилии первых послевоенных лет. Оно имело много общих черт с этническими возрождениями в странах Западной Европы и Америки, где они касались в основном народов политически непредставленных. И это тоже было не случайно: сами русские оказались в интернационалистическом контексте СССР таким непредставленным народом, поскольку советская модель интернационализма, вроде бы русифицируя все остальные народы СССР, при этом дерусифицировала, лишала традиции самих русских.

Такой формат общественного движения за восстановление традиций, культурной преемственности и идентичности в определенной степени коррелировал и с социально-экономическими процессами той эпохи. Советская власть собственными руками создавала средний класс, слой собственников, владельцев частного жилья. Восстановление роли частного капитала, сосредоточенного в руках эгалитарного и образованного среднего класса, имеющего жилую недвижимость, было общим содержанием «Золотого тридцатилетия» 1945-1975 и на западе и у нас.

Новый класс требовал и новой идеологии, а в советском случае – криптоидеологии.

И в 1960-е их обозначилось целых две – это либеральное неозападничество, идеология «шестидесятников» и национал-традиционализм «русской партии». Каждая из них отражала логику новых собственников, но одна – через идею либерализации и возвращения западного рынка, а другая через укрепление наследственности (а культурная традиция и наследование собственности по своей сути неразрывны).

Официальная советская идеология, возглавлявшаяся Сусловым, вынужденная была вертеться как уж на сковородке под огнем схватившихся за преемство фракций. Причем первое время казалось, что русская партия побеждает.

Читать полностью:

http://izvestia.ru/news/594319


http://holmogor.livejournal.com/6890363.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments