777hawk (777hawk) wrote,
777hawk
777hawk

Categories:

Арктика под защитой. День Северного флота РФ

Аргументы и факты – AиФ
Jun 1, 2020


Все это замечательно, конечно. Даже XVIII век вспомнили. Получилось прикольно: день рождения взяли из XX столетия, а год - из XVIII столетия. Л - логика.

А зачем такая логика? А затем - чтобы не вспоминать созданную во время Первой мировой войны Флотилию Северного Ледовитого океана (ФСЛО), не вспоминать, кто там вообще все создал - царя Николая II. Вот Полярный (первоначально - Александровск, в честь царя Александра III) - первая столица Северного флота. Кто основал? Царь  Николай II. И вот, чтобы не вспоминать историю основания этого города и порта, делают вид, что не помнят факт участия в основании Александровска адмирала С.О.Макарова. П - Патриотизм.

Флоти́лия Се́верного Ледови́того океа́нароссийская военная флотилия начала XX века. Базировалась в Александровске-на-Мурмане (сегоднешей Полярный) и Йоканьгском погосте[1].

Формирование флотилии началось в сентябре 1916 года. В состав флотилии вошли корабли, переведённые из Владивостока и закупленные за границей[1].

На 7 октября 1917 года во Флотилии Северного Ледовитого океана числилось 89 боевых и вспомогательных судов:[2][3]

Во время Первой мировой войны флотилия сопровождала поставки от союзников по Антанте[1] и боролась с германскими подлодками[источник не указан 2350 дней].

После 1917 года флотилия подняла красные флаги, в 1918 году во время интервенции стран Антанты наиболее боеспособные эсминцы, ледоколы, посыльные суда, тральщики и крейсер «Аскольд» были переданы для ремонта или несения боевой службы странам Антанты (в основном Англии, некоторые корабли были фактически захвачены а на тех на которых оставался русский флаг почти не было русских моряков)[источник не указан 2552 дня]. В 1919 году часть кораблей была передана правительству Северной области но кроме посыльных судов и нескольких ледоколов они были в плачевном состоянии[источник не указан 2552 дня].

В 1920 году на наиболее ценных и сохранивших ход судах эвакуировался генерал Миллер и остатки его армии[источник не указан 2552 дня].

В 1920 году в состав Рабоче-Крестьянского Красного Флота входили несколько эсминцев и тральщиков (позже остались лишь тральщики либо переданные гражданским ведомствам, либо использовавшиеся как патрульные суда)[источник не указан 2552 дня]. По окончании Гражданской войны непригодные к службе и устаревшие суда были исключены из строя, ледоколы были переданы торговым портам[2]. Несколько тральщиков были переданы в состав морских погранчастей ОГПУ[источник не указан 2552 дня].

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9B%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D0%B0


"Варяг" после того, как его выкупилои у японцев. 1916 г. Владивосток.
(Крейсер легко узнать по четырем трубам.)



Крейсер "Аскольд".



Подводная лодка "Святой Георгий" в Средиземном море. (Построенная в Италии, подлодка в 1917 г. перешла из Средиземного моря через Атлантику на Мурман.)

Ну, кое-что от ФСЛО для создания уже большевицких военно-морских сил все-таки осталось. В 1920 г. были образованы "Морские силы Северного моря". А что же получилось дальше? И вот тут-то выясняется самое интересное. Как в советское время, так и сегодня почему-то не любят вспоминать историю расформирования большевиками своих военно-морских сил на Мурмане в 1923 году. Мурман оказался фактически демилитаризован. И конец этому был положен только в 1927 г., хотя реальные военно-морские силы появились на Севере позже,  когда туда были переведены военные корабли с Балтики и образована новая Северная военная флотилия, преобразованная в 1937 году в Северный флот.


Связано расформирование военно-морских сил на Мурмане с ультиматумом Керзона в 1923 году. Советская пропаганда с того самого 1923 года рассказывала, что большевики гордо все отвергли и чуть ли не самого Керзона на фиг послали.


"Большевики пишут ответ Керзону", журнал "Красный перец", 1923 г., №6.

Как водится у красных, все это было чистой ложью. Не для западных людей, конечно, а для подвластного советского населения. Кстати, отработана была тема в пропагандистском ключе по полной программе. Вот из репортажа М.Булгакова о манифестации в Москве:

Ну а "настоящий" Михаил Булгаков, в свою очередь, не мог не заметить на той демонстрации уже самого Маяковского:

"...Маяковский, раскрыв свой чудовищный квадратный рот, бухал над толпой надтреснутым басом..."; "Маяковский все выбрасывал тяжелые, как булыжники, слова..."

Сам же булгаковский репортаж динамичен наподобие срочной телеграммы:

— Керзон. Керзон. Керзон. Ультиматум. Канонерка. Тральщики.
К протесту, товарищи!! Вот так события! Встретила Москва. То-то показалось, что в воздухе какое-то электричество!

И дальше:

— В два часа дня Тверскую уже нельзя было пересечь. Непрерывным потоком, сколько хватал глаз, катилась медленно людская лента, а над ней шел лес плакатов и знамён…
С балконов, с подоконников глядели сотни голов. Хотел уйти в переулок, чтобы окольным путем выйти на Страстную площадь, но в Мамонтовском безнадежно застряли ломовики, две машины и извозчики. Решил катиться по течению. Над толпой поплыл грузовик-колесница. Лорд Керзон, в цилиндре, с раскрашенным багровым лицом, в помятом фраке, ехал стоя…
…Комсомольцы пели хором:

Пиши, Керзон, но знай ответ:
Бумага стерпит, а мы нет!

…В Совете окна были открыты, балкон забит людьми. Трубы в потоке играли "Интернационал", Керзон, покачиваясь, ехал над головами. С балкона кричали по-английски и по-русски:
— Долой Керзона!!"

https://topwar.ru/142275-naydem-otvet-na-britanskiy-ultimatum.html

Непосредственным поводом к ультиматуму (в котором содержался список претензий, большинство которых большевиками было удовлетворено) стал инцидент с английскими рыболовными судами  в Баренцевом море. Два английских траулера были задержаны. Помимо других требований, англичане требовали освобождения этих кораблей, уплаты компенсации, отказа от 12-мильной зоны прибрежных вод и замена ее на 3-мильную.

Грозные большевики гордо отвергли ультиматум! Публично! А спустя 10 дней уже непублично согласились удовлетворить большую часть требований и предложили переговоры по этому поводу. Что касается Мурмана, то, как сказано выше, большевики сделали все требуемые уступки. И к тому же вообще убрали свои военно-морские силы с Мурмана. И такое положение дел продержалось до 1927 г. ("Военная тревога 1927 года").

В заключение стоит рассказать одну небольшую историю о маленьком русском герое Первой мировой войны. Это была маленькая, 12-летняя девочка Маруся Бруснецова. Она была дочерью смотрителя маяка на Святом носу (мыс на Мурманском берегу).



Железной дороги, как и порта Мурманска, в 1914 году не существовало, их после начала войны только начали строить. И Россия сразу столкнулась с огромной проблемой: со вступлением в войну Турциии осенью 1914 г. она оказалась отрезана на Западе от союзников. Связь в Европе возможна была только через Архангельск, как в начале правления Петра I. Немцы, разумеется, в стороне не остались. Сначала их подлодки ставили мины в Белом море и горле Белого моря, а затем начали и торпедировать корабли с военными грузами, шедшие из Англии.

Для прохода самого опасного места - горла Белого моря (проход между Белым морем и Баренцевым), транспортные корабли собирались у мыса Святой нос, где был маяк, оборудованный телеграфной связью. Связь поддерживалась с Архангельском, откуда приходили вооруженные корабли сопровождения с лоцманами для прохода в Белое море. Но в один из дней лета 1915 года собравшийся в заливе у мыса Святой нос караван кораблей остался без всякой связи с Большой землей. Капитаны не знали, что делать, но внезапно с маяка стали вновь семафором отвечать на запросы, были получены сведения о выходе из Архангельска кораблей на встречу и в результате караван благополучно туда прибыл.

Затем выяснилось, что связь маяка с Большой землей и с караваном кораблей осуществляла маленькая дочка смотрителя маяка. Сам смотритель в то время тяжело заболел и, пока не прибыла помощь с врачом, на связи была его дочь, которая с успехом справилась с важной задачей обеспечения проводки каравана кораблей. Звали маленькую героиню Маруся Бруснецова. За заслуги перед Родиной она была награждена Георгиевским крестом.


Tags: Арктика, История, Мурман, Память, Флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments