777hawk (777hawk) wrote,
777hawk
777hawk

Categories:

Атомный контейнеровоз «Севморпуть» завершил пробный рейс, прибыв в Петербург

Взято на https://sdelanounas.ru
15.09.2019
лихтеровоз «Севморпуть» впервые встал под погрузку на Камчатке 26 августа 2019 г.

Лихтеровоз «Севморпуть» впервые встал под погрузку на Камчатке 26 августа 2019 г. © tass.ru



15 сентября, пришвартовался к причалам Петролеспорта (входит в группу Global Ports) в Санкт-Петербурге атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть», вышедший 29 августа из порта Петропавловска-Камчатского.

Этот рейс станет завершением первого этапа реализации «пилотного» проекта, который прорабатывает Дирекция Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» и ФГУП «Атомфлот», по осуществлению регулярных рейсов по Северному морскому пути в летне-осеннюю навигацию.

Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» транспортировал около 8,0 тыс тонн контейнеризированных грузов, включая мороженную рыбопродукцию. Использование СМП позволило осуществить доставку грузов из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербургом за 18 суток.

Первоначально основой грузопотока контейнерной линии в европейскую часть России станет рыбопродукция с Дальнего Востока, что будет способствовать повышению уровня продовольственной безопасности Российской Федерации. Для обратной загрузки планируется использовать российские товары и грузы, необходимые для реализации арктических проектов.

По итогам «пилотных» сезонных рейсов в 2019 году может быть рассмотрен вопрос о создании регулярной действующей каботажной контейнерной линии между Дальним Востоком и Северо-Западом Российской Федерации.

https://sdelanounas.ru/blogs/124341/#cut

Проблемы лихтеровоза "Севморпуть" связаны не с тем, что большой морской грузовоз с атомной силовой установкой неэкономичен, а с тем, что изначально он задумывался как корабль двойного назначения с большим уклоном в военное применение (военный транспорт). Собственно, для таких целях в Арктике он и потребуется в перспективе. Однако после 2013 года корабль прошел капитальный ремонт, модернизацию, снабжен мощными кранами и теперь может работать и на гражданских перевозках для окупаемости уже в настоящее время.

Теперь о Севморпути.



Идея использовать воды Северного океана для прохода в Китай и Индию возникла еще в Эпоху великих географических открытий. Тот же Виллем Баренц, именем которого названо море, искал как раз этот путь. Активность европейцев привела к тому, что русское правительство после Смутного времени даже запретило поморам ходить из Европейской России в Сибирь морем, дабы иноземцы не могли воспользоваться проложенным ими маршрутом. Правда, тогда речь шла не о перспективах сквозного прохода в Тихий океан (невозможность чего на парусных кораблях с техническими возможностями того времени для русских была очевидна), а для недопуска чужаков в Сибирь. Последнее как раз удалось.

Новая попытка пройти всем Севморпутем в Тихий океан из Европы (наличие пролива между Северным Ледовитым и Тихим океанами было доказано в 1648 году Семеном Дежневым) предпринята уже самими русскими во второй половине XVIII века. Тогда существовала ошибочная гипотеза, что льды Северного Ледовитого океана в силу его солености образуются не на месте, а выносятся весной из сибирских рек, что якобы и привело к концентрации льдов у берегов Сибири, а в более высоких широтах воды ото льда свободны. Так возник проект Михаила Ломоносова, написавшего в его обоснование большой труд с описанием вод и льдов Северного Ледовитого океана (с чем сам Лономосов был знаком не понаслышке, являясь потомственным помором) и истории их изучения, с ценными указаниями по обеспечению работы людей в Арктике и постановкой перед экспедицией обширного круга научных задач. Именно в этой работе Ломоносов выразил мысль о том, как будет прирастать могущество российское.

Однако, обычно ломоносовскую цитату усекают, мол, могущество России прирастать будет Сибирью, что искажает мысль великого ученого. В действительности Ломоносов выразил свою мысль так: "Могущество российское прирастать будет Сибирью и Северным океаном". То есть Михаил Васильевич еще в XVIII веке четко сформулировал необходимость освоения Северного океана для настоящего освоения Сибири, рассматривая две эти проблемы как одну единую.



Экспедиции Чичагова в 1765 и 1766 гг. (первая - из Екатерининской гавани на Кольском полуострове, главной базой служил Архангельск, а временная база заблаговременно создана на Шпицбергене) к Шпицбергену, откуда он пытался пройти на Восток, закончились закономерной неудачей, но стали еще одним важным шагом русских (помимо других, к примеру, Великой Северной экспедиции 1733-1743 гг.) в освоении Арктики. 


Проект северного маршрута Севморпути был отложен до появления атомных ледоколов (теперь это высокоширотная трасса СМП).


Новый, уже успешный этап освоения Севморпути по его прибрежному врианту начался во второй половине XIX  века.

Периодически стали проходить, когда позволяла ледовая обстановка в Карском море, паровые корабли из Европы в устье Оби и даже Енисея. Продолжалось изучение будущей трассы Севморпути в водах восточнее. В 1878-1879 гг. опытный арктический исследователь Адольф Норденшельд (ранее российский подданный, покинувший Финляндию в 1857 г. по политическим мотивам и в 1860 г. получивший шведское подданство) прошел за две навигации Севморпутем на пароходе "Вега" из Алантики в Тихий океан.




Кстати, именно по его инициативе восточная оконечность Азии  названа именем Дежнева (мыс Дежнева).

Большие надежды возлагались на построенный в 1899 г. по инициативе адмирала Макарова ледовол "Ермак". Макаров и Меделеев считали, что на нем можно будет достичь Северного полюса, что, в свою очередь, даст большой толчок к освоению Россией Арктики. В двух первых попытках пробиться от Шпицбергена на Север в 1899 г. постигшая Макарова неудача была воспринята правительством достаточно терпимо, но в третьей экспедиции в 1901 г. в силу тяжелой ледовой обстановки "Ермак", имевший задачу уже не идти к полюсу, но пройти в устье Енисея, был на три недели затерт льдами у Новой Земли, но и затем Макаров на "Ермаке" направился не к Енисею, а к Земле Франца-Иосифа. Терпение руководства лопнуло. Это привело к отстранению Макарова от работы с "Ермаком", а сам ледокол надолго был оставлен на Балтике для зимних проводок кораблей. Затем русско-японская война и Первая революция отвлекли от Арктики, хотя в 1905 г. "Ермак" все-таки провел караван судов в устье Енисея с грузами для Транссиба.




Тем не менее, русское правительство и лично царь Николай II придавали большое значеник освоению Арктики. Так, уже в 1909 г. планировалось отправить "Ермак" с Балтики до Берингова пролива, но по ряду причин проект не состоялся. В Арктику "Ермак" вернулся уже в 1930-е годы.

Но уже с 1910 г. начала работу Географическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО - 1910-1915 гг.) для исследования и освоения трассы Севморпути. В 1913 г. в ходе работ ГЭСЛО было совершено последнее крупное географическое открытие в истории человечества - обнаружена Земля Николая II (ныне - Северная Земля). А в 1914-1915 гг. в рамках работы ГЭСЛО Севморпутем с востока на запад (из Владивостока в Архангельск) прошли ледокольные пароходы "Таймыр" и "Вайгач".



Для обеспечения ледовой разведки они были снабжены аэропланам, который совершил первые в Арктике полеты в июле 1914 г. (на Чукотке), но из-за аварии в дальнейшем не использовался.

Первая мировая война, революция и Гражданская война надолго затормозили освоение Арктики Россией. Тем не менее, в 1930-х на базе накопленных до 1917 г. достижений, начался новый этап работ на трассе Севморпути, который стал важнейшим путем снабжения северных территорий Сибири. Объемы перевозок постоянно росли, но после 1991 г. начался спад, который, однако, был преодолен во второй половине 2010-х годов. Началось новое массированное освоение богатств Русской Арктики, в деле чего Севморпуть незаменим, как незаменим он и для обеспечения безопасности страны с Севера.

Тут уместно вспомнить слова адмирала Макарова из его лекции "К полюсу напролом", где он сказал: "Россия есть здание, фасадом обращенное к Ледовитому океану".


И вот тут мы возвращаемся к старой идее - не просто обеспечения грузоперевозок по просторам Русской Арктики, но транзита грузов из Европы в Азию. До настоящего времени даже в условиях больших перевозок по СМП, собственно транзит носил ограниченный характер. И вот нынешний рейс лихтеровоза "Сенвморпуть" - это уже настоящий шаг по созданию постоянной транзитной линии Тихий океан - Европа. "Севморпуть" проделал путь из Петропавловска-Камчатского до Санкт-Петербурга за 18 дней. Работа такой грузовой линии с наращиванием объема перевозок станет лучшей рекламой для российских и иностранных заказчиков. Так что нынешний поход "Севморпути" - это большой успех, хотя он и не был сопряжен с теми рисками, что преследовали наших покорителей Арктики сто лет назад.

Tags: Севморпуть
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments