Ту-95МС
А-50У
«Xian Н-6К»
«KJ-2000»
Издание МО РФ «Красная звезда» сообщает:
Первое совместное воздушное патрулирование стало новым проявлением развития российско-китайского стратегического взаимодействия. Россия и Китай демонстрируют, что продолжают взятый стратегический курс на дальнейшее укрепление дружественных и доверительных связей в оборонной сфере.
(…)
Осенью подразделения НОАК приняли участие в манёврах «Восток-2018». Тогда на полигон Цугол в Забайкальском крае, чтобы наблюдать за основным этапом манёвров, прибыл министр обороны КНР генерал-полковник Вэй Фэнхэ.
А в прошлом месяце состоялась встреча начальника Генерального штаба Вооружённых Сил РФ – первого заместителя министра обороны РФ генерала армии Валерия Герасимова с заместителем начальника Объединённого штаба Центрального военного совета КНР генераллейтенантом Шао Юаньмином, находившимся в Москве для участия в очередном раунде российско-китайских штабных переговоров».
http://redstar.ru/vpervye-rossijskie-i-kitajskie-lyotchiki-sovmestno-patrulirovali-nad-tihim-okeanom/
Над Японским морем на перехват российских самолетов вылетели истребители ВВС Южной Кореи. По заявлениям представителей Южной Кореи, их летчики произвели даже предупредительную стрельбу (по курсу движения), а также выпускали тепловые ловушки. Российские отвечают, что никакой стрельбы наши летчики не видели, курс российские «стратеги» не меняли, продолжая выполнять задание.
В материале «Красной звезды» по данному поводу говорится:
«…Возвращаясь к вчерашнему полёту двух стратегических бомбардировщиков Ту-95МС ВКС России в воздушном пространстве над нейтральными водами акватории Японского моря, следует отметить, что в районе «спорных» островов Токто (Такэсима) к нашим самолётам приблизились два южнокорейских истребителя F-16, которые пересекали курс стратегических ракетоносцев и создавая угрозу их безопасности.
Уместно будет пояснить, что инцидент произошёл в районе «спорных» островов, расположенных к востоку от южной части Корейского полуострова. Острова являются предметом спора между Токио и Сеулом. После окончания Второй мировой войны островами управляет Республика Корея, с чем не согласны в Токио. Япония официально включила эти острова в состав своей территории в 1905 году перед аннексией самой Кореи, но после поражения в войне утратила контроль над ними. На «спорных» островах нет постоянного населения, но с 1954 года там дислоцирован небольшой южнокорейский гарнизон.
Примечательно, что когда стало известно об инциденте, министр иностранных дел Японии Таро Коно заявил, что японские, а не южнокорейские истребители должны были принять меры в отношении самолёта ВКС России, тем самым давая понять, «кто в доме хозяин». Впрочем, пусть наши азиатские соседи сами продолжают разбираться, кому принадлежат 0,19 квадратных километра суши вулканического происхождения.
Что касается самопроизвольно установленной южнокорейской стороной зоны опознавания ПВО, то подобные зоны не предусмотрены международными правилами и, соответственно, не признаются Российской Федерацией. Об этом неоднократно доводилось до южнокорейской стороны по различным каналам. Так что как летали самолёты ВКС России по международным правилам, так летать и будут.
Аналогичную позицию заняла и Китайская Народная Республика. Официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин заявила, что опознавательная зона ПВО не является воздушным пространством Южной Кореи и все имеют право на свободу полётов там.
В ВКС России оценили действия лётчиков южнокорейских ВВС при сопровождении российских и китайских самолётов над нейтральными водами Японского и Восточно-Китайского морей как воздушное хулиганство».
http://redstar.ru/vpervye-rossijskie-i-kitajskie-lyotchiki-sovmestno-patrulirovali-nad-tihim-okeanom/
В материале «Красной звезды» также представлен развернутый комментарий командующего дальней авиацией ВКС России генерал-лейтенанта Сергея Кобылаша:
– Авиагруппа в составе российских и китайских стратегических бомбардировщиков осуществила полёт по заранее спланированному маршруту над нейтральными водами Японского и Восточно-Китайского морей. На установленном рубеже над акваторией Японского моря наши и китайские лётчики перестроились в единый полётный порядок, который представляет собой колонну пар самолётов на удалении 3–4 км друг от друга. При этом экипажи продемонстрировали высокую лётную выучку, мастерство и слаженность.
Полёт проходил на высотах от 7,5 до 8,5 тысячи метров. Продолжительность полёта российских стратегических ракетоносцев составила 11 часов, а протяжённость маршрута – около 9 тысяч километров.
За время выполнения задания авиационная группа 11 раз сопровождалась истребителями иностранных государств. Непрофессионально повели себя экипажи самолётов Южной Кореи. В районе «спорных» островов они совершили опасные манёвры, пересекая курс авиационной группы и создавая угрозу безопасности полёта. В дальнейшем южнокорейские F-16 отстрелили тепловые ловушки и удалились в направлении своих территориальных вод.
Если бы российские и китайские самолёты приближались к границам территориальных вод Республики Корея, то в соответствии с общепринятыми правилами южнокорейские лётчики должны были выйти на радиосвязь с российскими экипажами на международной частоте, а также установленными манёврами самолёта и сигналами предупредить о возможном нарушении государственной границы в воздушном пространстве.
Российские экипажи строго выдерживали заданный режим полёта. По данным объективного контроля нарушения воздушного пространства Южной Кореи и Японии не допущено. Удаление от «спорных» островов ближайшего к ним самолёта авиагруппы составляло более 25 км. Поэтому действия южнокорейских экипажей необходимо расценивать как воздушное хулиганство.
Особо хочу обратить ваше внимание на то, что информация о якобы предупредительном огне со стороны южнокорейских истребителей не соответствует действительности. Если бы российские лётчики определили для себя такую угрозу, то последовал бы незамедлительный адекватный ответ.
http://redstar.ru/vpervye-rossijskie-i-kitajskie-lyotchiki-sovmestno-patrulirovali-nad-tihim-okeanom/
Интересно освещение ситуации представителями Южной Кореи:
Ранее Объединенный комитет начальников штабов Южной Кореи сообщил о якобы имевшем место двукратном нарушении воздушного пространства страны над Японским морем в районе островов Токто (японское название Такэсима) российским самолетом А-50. В результате этого по тревоге были подняты истребители F-15K и F-16K ВВС Южной Кореи, которые после радиосообщений выпустили 20 сигнальных ракет и дали 360 предупредительных выстрелов из пулемета.
По информации военных, самолет находился в воздушном пространстве Южной Кореи один раз – около 3 минут, второй – четыре минуты. Согласно информации военных, за несколько часов до этого два китайских самолета совершили полет в зоне опознавания ПВО Южной Кореи, затем они покинули ее и вернулись вновь вместе с двумя российскими ТУ-95. Группа находилась в зоне оповещения ПВО около 25 минут.
https://ria.ru/20190723/1556794299.html
Таким образом, ситуация выглядит следующим образом. Российский самолет А-50У приблизился к воздушному пространству Южной Кореи в районе островов Лианкур (Токто для Южной Кореи, Такэсима для Японии). Два южнокорейских истребителя вылетели на перехват. По версии южнокорейской стороны, А-50У дважды кратковременно вторгся в воздушное пространство Южной Кореи. Именно против него, опять же, по версии южнокорейской стороны, пилоты южнокорейских ВВС предприняли меры предупредительного характера.
После того, как российский самолет удалился, в «зону контроля ПВО» (в одностороннем порядке объявленную Сеулом), не нарушая воздушного пространства Южной Кореи, вошла пара Ту-95МС, которая затем удалилась, но вернулась и уже в сопровождении китайских стратегических бомбардировщиков и вновь проследовала через район «зоны контроля ПВО». Их также сопровождали южнокорейские самолеты, опасно маневрируя и пересекая курс «стратегов». Последние, однако, как и ранее продолжали следовать своим курсом в соответствии с заданием, не обращая внимания на действия южнокорейских ВВС.
Кстати, вот мнение экспертов по вопросу «опознавательных зон ПВО»:
«Опознавательные зоны ПВО» самостоятельно объявляются государствами, но они не являются воздушным пространством той или иной страны. Их создание не регулируется международным законодательством, пояснил «Известия» военный эксперт Антон Лавров.
— Зона ADIZ Южной Кореи, где произошел инцидент, пересекается с аналогичными японской и китайской, — рассказал он. — Страны, объявляя зону ADIZ, дают понять, что они будут проявлять особый интерес к воздушным судам, вошедшим туда. Но, согласно существующим законам, это нейтральное воздушное пространство, где самолеты всех стран могут свободно совершать полеты. И ограничить их в этом праве нельзя.
Фактически Сеул выразил протест в связи с нарушением так называемой идентификационной зоны ПВО, а не воздушного пространства страны, отметил в беседе с «Известиями» ведущий научный сотрудник Корейского центра ИДВ РАН Константин Асмолов. Эта зона была создана в 1951 году и распространяется она далеко за пределы воздушного пространства Южной Кореи.
— Сеул периодически предъявляет подобные претензии китайцам и японцам. Южная Корея пытается приравнять идентификационную зону ПВО к своему воздушному пространству. Но формально это вообще не нарушение границ, — подчеркнул эксперт.
https://www.aex.ru/fdocs/1/2019/7/24/30527/
Инцидент над Японским морем вызвал большую дипломатическую активность.
МОСКВА, 23 июл - РИА Новости. Южная Корея выразила протест послу Китая в связи с инцидентом с российскими и китайскими военными самолетами над Японским морем, сообщил МИД страны.
"Помощник замминистра (иностранных дел Южной Кореи - ред.) Юн Сун Гу вызвал посла Китая в Корее Цю Гохуна и выразил ему озабоченность в связи с вторжением китайских военных самолетов в зону опознавания ПВО, а также потребовал не допускать повторения такого рода инцидентов", - говорится в пресс-релизе министерства.
https://ria.ru/20190723/1556794299.html
Япония, которая также претендует на острова Лианкур, в стороне не осталась:
Власти Японии выразили протест России и Южной Корее в связи с инцидентом в воздушном пространстве спорных островов Токто (Такэсима) в Японском море. Ноты протеста были получены министерствами иностранных дел двух держав по дипломатическим каналам, передает РИА «Новости».
«Эта ситуация крайне прискорбна. Подобные действия иностранных военных над нашей территорией неприемлемы», — заявил генеральный секретарь правительства Японии Есихидэ Суга.
Кроме того, политик потребовал от Сеула и Москвы впредь не нарушать воздушное пространство Японии. Как сообщает ФАН, истребители японских Сил самообороны были подняты в воздух.
https://www.gazeta.ru/politics/2019/07/23_a_12516943.shtml?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Японцы даже грозно помахали кулаками:
ТОКИО, 23 июля. /ТАСС/. Министр иностранных дел Японии Таро Коно считает, что истребители страны должны были принять меры в отношении самолета ВКС РФ в районе спорных островов Такэсима (Токто). Об этом он заявил во вторник на пресс-конференции в Токио, комментируя инцидент в небе над Японским морем. С точки зрения Таро Коно, российский самолет нарушил японское воздушное пространство, а не южнокорейское, как утверждают в Сеуле.
"Острова Такэсима - это наша территория. Япония должна принимать меры в отношении российского самолета, который вторгается в наше воздушное пространство. Это несовместимо с нашей позицией, что Южная Корея принимает шаги в этом направлении", - сказал он.
https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6692873?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Сеул не ограничился дипломатическим демаршем:
В связи с инцидентом администрация президента Республики Корея направила протест секретарю Совета безопасности РФ Николаю Патрушеву. Представитель президентской администрации Ко Мин Чжун заявил, что Сеул серьезно воспринял этот инцидент и пригрозил в следующий раз принять более строгие меры.
https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6691974
Однако все это не произвело впечатления ни на Россию, ни на КНР. Китайцы заявили, что вообще не видят проблемы:
Официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин, комментируя инцидент, заявила, что опознавательная зона ПВО Южной Кореи не является воздушным пространством этой страны, все имеют право на свободу полетов там.
https://ria.ru/20190723/1556794299.html
А в Москве в тот же день 23 июля вызвали в МИД военного атташе Республики Корея и вручили ему ноту по поводу неправомерных и опасных действий экипажей южнокорейских самолётов.
Интересно, что 24 июля в мировых СМИ со ссылкой на южнокорейских представителей появились сообщения, что Россия якобы принесла извинения за инцидент. Но быстро был получен ответ от посольства России в Сеуле:
Посольство России в Южной Корее опровергло сообщения о принесении извинений после того, как Сеул заявил, что российские самолеты вторглись в воздушное пространство страны над островами Токто в Японском море.
«Мы видели сообщения в СМИ Республики Корея, в которых цитируются слова, якобы сказанные исполняющим обязанности военного атташе. Мы обратили внимание на эти сообщения. В этой связи можем от себя сказать, что в них много того, что не соответствует действительности. Российская сторона официальных извинений не приносила», — цитирует заявление посольства РФ в Сеуле «Российская газета».
https://www.rbc.ru/society/24/07/2019/5d3831b99a794777c8f06e11?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Уже 24 июля история получила интересное продолжение:
Утром 24 июля информационное бюро Госсовета КНР опубликовало «Белую книгу» – «Национальная оборона Китая в новую эпоху». Впервые отдельные параграфы в документе были отведены описанию «содействия созданию партнерских отношений нового типа в сфере безопасности, построенных на равенстве, взаимном доверии и взаимовыгодном сотрудничестве», где говорилось об отношениях в военной сфере с Россией, США, соседними и европейскими странами. На первое место были выдвинуты отношения Китая с Россией.
В «Белой книге» отмечено, что Китай активно развивает конструктивные военные связи с другими странами, создавая новую структуру всестороннего и многоуровневого военного сотрудничества. На данный момент в этой сфере Китай установил обмен более чем со 150 странами.
В документе приводится точное определение понятия партнерских отношений нового типа в сфере безопасности, при этом на первый план выводятся отношения с Россией, а второе место занимают США. В «Белой книге» говорится, что российско-китайские отношения в военной сфере имеют важное значение для сохранения стратегической стабильности во всем мире, они продолжают функционировать на высоком уровне, наполняя содержанием всесторонние партнерские отношения стратегического сотрудничества новой эпохи.
https://inosmi.ru/politic/20190724/245514732.html
Но дело не только в публикации данного документа:
На пресс-конференции представитель министерства обороны КНР У Цянь подтвердил, что ВВС России и Китая совершили первый совместный стратегический полет над Северо-Восточной Азией. Он заявил, что в скором времени стороны обсудят прагматические аспекты сотрудничества, в том числе и вопрос, будут ли проводиться подобные совместные полеты в будущем.
https://inosmi.ru/politic/20190724/245514732.html
Заметим, что полеты Ту-95МС в данном регионе – не новость:
В июле прошлого года Корея и Япония также поднимали истребители на перехват Ту-95МС, выполнявших полет над Японским и Желтым морями. В Сеуле заявляли, что российские бомбардировщики вторглись «в опознавательную зону ПВО», и призвали Москву не допускать подобного в дальнейшем.
https://www.aex.ru/fdocs/1/2019/7/24/30527/
Интересна реакция на произошедшее в США. Там, конечно, хорошо поняли, кому был предназначен недвусмысленный сигнал от Москвы и Пекина. И постарались сделать вид, что русские, мол, просто напрасно стараются. Журналист Том Роган (тот самый, что подстрекал Киев взорвать Крымский мост), опубликовал в интернет-издании The Washington Examiner статью, в которой восхитился действиями южнокорейских летчиков, защитивших Западный мир:
Такое применение силы было соразмерно российским действиям. Дважды нарушив воздушное пространство Южной Кореи, российские ВВС продемонстрировали вопиющее неуважение к суверенитету этой страны и к ее правам в рамках международных законов. Даже по российским меркам это были очень серьезные действия. Но здесь важно рассматривать ситуацию в контексте.
Действуя вместе с китайскими летчиками, русские намеревались запугать Южную Корею и Японию, а также досадить США. К счастью, южнокорейские военные подали недвусмысленное предупреждение о том, что повторять инциденты такого рода не следует.
США должны приветствовать такую храбрость. Формирующийся российско-китайский альянс имеет целью ослабить демократический мировой порядок под предводительством Америки. И этому альянсу необходимо наносить встречные удары всякий раз, когда он будет фигурально или буквально (как в данном случае) переходить черту.
https://inosmi.ru/politic/20190724/245517887.html
Ну и далее в том же духе, что Китай, мол, уже не рад случившемуся, а Россия де «своими агрессивными действиями подталкивает Сеул как раз к тому, чтобы всеми силами тянуться к американскому «зонтику». Мнение Китая, как сказано выше, было недвусмысленно заявлено уже 24 июля. При том, что Пекин, разумеется, заявил, что и далее видит взаимодействие, как сотрудничество, а не военный союз. Ну, наращиваем, мол, с русскими военное сотрудничество, где тут военный союз?
На самом деле в сложившейся ситуации «случайный инцидент» в Японском море, в котором русский разведчик А-50У то ли нарушил южнокорейское воздушное пространство, то ли не нарушил, играет России на руку. Надо было продемонстрировать складывающуюся в АТР новую военно-политическую реальность? Вот и продемонстрировали. Совершенно случайно. Так что можно совершенно спокойно признать, что русские и китайские «стратеги» тоже пролетали там совершенно случайно. А уж первое совместное стратегическое патрулирование «стратегов» России и Китая в регионе – это такая случайность, что просто нет слов. Так получилось, товарищи. Пожалуйста, не нервничайте. Потому что такие случайности будут теперь случаться и впредь.