777hawk (777hawk) wrote,
777hawk
777hawk

Categories:

Русская морская авиация начиналась в Арктике

Недавно, 17 июля авиация ВМФ России отмечала праздник. Он установлен в честь первой воздушной победы четырех русских гидросамолетов над четырьмя немецкими аэропланами (два из них были сбиты) в небе над Балтикой в июле 1916 года.

Однако уместно вспомнить, как начиналась русская морская авиация в Арктике. В 1914 г. Главному гидрографическому управлению Морским министерством (во исполнение решения Кабинета министров России с санкции царя Николая II) было поручено организовать большую экспедицию по поиску трех, считавшихся на тот момент пропавшими, полярных экспедиций - Русанова, Брусилова, Седова. Было запланировано организовать экспедицию по двум направлениям: на одном искать полярников в северо-восточной части Баренцева моря в районе Новой Земли, на другом - во льдах Карского моря к востоку от Новой Земли. Для последнего направления поисков был нанят норвежский исследователь Свердруп, отплывший из Александровска (ныне Полярный, основан по решению царя Николая II в 1896 г.) на барке "Эклипс".


День освящения города Александровск.

За Новой Землей он должен был установить связь с экспедицией под командованием Вилькицкого на ледокольных кораблях "Таймыр" и "Вайгач", вышедшей в 1914 г. из Владивостока с задачей пройти Севморпутем с востока на запад.


"Таймыр" и "Вайгач".

Обе части поисковой экспедиции должны были получить по гидросамолету. Так же гидросамолетом была снабжена и экспедиция Вилькицкого. Таким образом, в сезон 1914 года для исследований Арктики Главное гидрографическое управление отрядило целых три самолета! И это было сделано впервые в мире. Так было положено начало полярной авиации.

Однако, Свердруп, учтя сложности перехода из Норвегии в Александровск, когда ящики с разобранным гидросамолетом хранились на палубе его корабля, счел такой способ  транспортировки нецелесообразным. И ушел в Карское море без аэроплана. Осталось два аппарата на Арктику. Один из них в то же самое время с летчиком Яном Нагурским (поляком по национальности, офицером Главного гидрографического управления) на корабле "Печора" отправился к Новой Земле. Кстати, накануне именно Нагурский во Франции руководил закупкой и испытанием двух гидропланов "Фарман", один из которых, как видим, по техническим причинам в поисковой экспедиции не использовался. 

"Печора" прибыла к Крестовой губе Новой Земли 16 августа. К 21 августа Нагурский вместе с механиком собрали свой "Фарман". В тот же день они сначала совершили пробный полет, а затем ушли в первый поиск над Арктикой. Всего было совершено пять полетов с 21 августа по 13 сентября. Нагурский летал как вдвоем с механиком, так и один. Был накоплен первый бесценный опыт полетов в акртических условиях, который Ян Нагурский отразил в своем подробном отчете.


Этот отчет был представлен Главному гидрографическому управлению, а также и самому царю Николаю II.

Долгое время считалось, что полеты Яна Нагурского были первыми в мировой истории над Арктикой. Это было связано с замалчиванием роли Бориса Вилькицкого и его гидрографической экспедиции 1910-1915 гг. в Северный Ледовитый океан (кстати, именно Вилькицким в 1913 г. было совершено главное географическое открытие XX века - обнаружена Северная Земля, до 1926 г. носившая название Земля Императора Николая II). А мы как раз и должны вспомнить про третий гидросамолет, находившийся на ледокольном пароходе "Таймыр". Экспедиция Вилькицкого в составе "Таймыра" и "Вайгача" перед отправкой по маршруту по Севморпути в июле 1914 г. зашла в бухту Провидения на Чукотке. Там был собран "Фарман", доставленный на "Таймыре". Над бухтой Эммы летчик Дмитрий Александров (участник обороны Порт-Артура в Русско-японскую войну й904-1905 гг.) совершил два первых полета в Арктике.



Однако эти пробные полеты кончились неудачей, так как во время второго отказало управление, и Дмитрий Александров с трудом совершил посадку, при которой был поврежден хвост гидросамолета. Так что о дальнейших полетах, к сожалению, речи быть не могло.

Таким образом, первый полет в Арктике совершил Дмитрий Александров в июле 1914 г., однако первая настоящая авиационная разведка в небе Арктики совершена Яном Нагурским в августе 1914 г. Более того, пятью полетами Нагурского были продемоснтрированы большие возможности авиации для исследования Арктики.

Нельзя не отметить, что русское Морское министерство и его Главное гидрографическое управление относились к делу освоения Акртики очень основательно. Поражают масштабы организованной в арктических широтах исследовательской и поисковой работой. Так, к примеру, к поискам пропавших экспедиций было привлечно сразу четыре корабля, а экспедиция Вилькицкого работала на специально созданных для полярных плаваний ледокольных пароходах. Для первых полетов в Арктике было закуплено ТРИ (!) гидросамолета. В результате даже в условиях, когда технические причины помешали перевозке по морю одного аппарата, а второй был выведен из строя в результате аварии, задача по проведению первых разведывательных полетов в Арктике была выполнена третьим гидросамолетом.

Так начиналась русская морская авиация. Так рождалась русская полярная авиация.

И пусть леваки дальше повторяют, что царь Николай II тут "совершенно не причем".



Tags: Авиация, История, Наша Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments