777hawk (777hawk) wrote,
777hawk
777hawk

Categories:

Неожиданно о святом Трифоне, чей день памяти 14 февраля нового стиля

Святой Трифон.jpg
Икона «Святой мученик Трифон» с приписными св. Прасковьей и Ангелом Хранителем. Россия, конец XIX.


Интересно, что именно на Руси св.Трифон считается покровителем еще и охотников с рыболовами, а в русской иконографии чаще всего изображается с соколом на руке. Так же святой помогает и тем, у кого есть жилищные проблемы.

Три́фон Апаме́йский (ок. 232 года, селение Кампсада (Компсада) возле города Апамея-Кибот, Фригия, по другим данным — Лампсак, Мизия — ок. 250, Никея) — христианский мученик, пострадавший за веру во время царствования императора Деция Траяна.

Родился в семье христиан в селении Кампсада (Компсада) возле города Апамея-Кибот во Фригии. По другим данным в Лампсаке в Мизии. Будучи отроком, согласно житию, проявил дар чудотворений, исцеляя и облегчая недуги, изгоняя бесов. Обращал к христианской вере. По греческим евхологиям, однажды молитвой святого Трифона были изгнаны вредные гады и насекомые, и тем спасены от голода жители Кампсады.

Согласно преданию, изгнал дьявола из Гордианы, дочери римского императора Гордиана III, который, будучи идолопоклонником, не преследовавшим, однако, христиан, послал за Трифоном после того, как дьявол устами беснующейся девушки заявил, что только отрок Трифон может изгнать его. При этом дьявол покинул Гордиану, почуяв приближение Трифона, ещё за 3 дня до его прибытия в Рим. По просьбе императора, Трифон заставил дьявола явиться во плоти (в виде чёрного пса, которой имел огненные глаза, а голову влачил по земле), благодаря чему многие уверовали во Христа.

В правление императора Деция Траяна, гонителя христиан, Трифон был схвачен и предан суду, где заявил перед лицом судей:

— Имя мое — Трифон, отечество мое — селение Кампсада, близ города Апамейска, фортуны же мы не признаем, ибо веруем, что всё совершается по Божию промыслу и неизреченною Его мудростью, а не фортуною, и не зависит ни от течение звезды, ни от случая, как веруете вы. В жизни я руковожусь свободною своею волею, служа единому только Христу. Христос — вера моя, Христос — похвала моя, и венец славы моей.[1]

После чего Трифон был мучим, при этом его обнажённым подвесили на дереве и били, затем привязали к коню и повезли на охоту, после бросили в темницу, вбили гвозди в ноги и так водили по городу, но несмотря на это, отказывался отречься от Христа и признать римских богов, за что был осуждён на усекновение главы. Перед казнью Трифон истово молился, благодаря Господа и прося принять его в Своё царствие. По его молитве Господь взял его душу, причём ещё до того, как палачи успели привести приговор в исполнение.

(...)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BD_%D0%90%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Церковь Трифона в Напрудном

Це́рковь му́ченика Три́фона в Напру́дномправославный храм Сретенского благочиния Московской городской епархии. Один из наиболее ранних сохранившихся памятников архитектуры Москвы; первый древнерусский храм, перекрытый крещатым сводом.

Храм расположен в Мещанском районе Центрального административного округа города Москвы (Трифоновская улица, дом 38). Храм назван в честь Святого Трифона, находился в селе Напрудном, располагавшемся на одноимённой реке, притоке Неглинной.

StTrifonChurch3.JPG
Летописной даты не имеет. В XIX и первой половине XX века датировалась приблизительно серединой XVI века. Л. А. Давид предложил более раннюю датировку — между 1479 и 1492 годами. Эта дата с некоторыми оговорками (ближе к 1500 году) была принята В. В. Седовым, не была принята В. В. Кавельмахером, С. С. Подъяпольским и А. Л. Баталовым (придерживавшимися датировки серединой-второй половиной XVI века), но нашла широкий резонанс в популярной литературе. В начале 2000-х годов С. В. Заграевский обосновал датировку храма во временном промежутке с середины 1470-х до середины 1480-х годов. Недавно было высказано предположение о строительстве церкви выходцами из далматинского (ныне в Черногории) города Котора — города Святого Трифона (см. А. А. Эзерин, указ. статьи).
(...)


В 1812 митрополит Черногории передал царю Александру I часть мощей Святого Трифона, которые были помещены в храмовую икону церкви Трифона в Напрудном (ныне она находится в Знаменской церкви в Переяславской слободе).

В 1930 году храм был закрыт, в 1930—1940-х годах проводились реставрационные работы под руководством П. Д. Барановского и Л. А. Давида, которые освободили памятник от поздних пристроек и придали ему облик, близкий к первоначальному.

В 1992 году после многолетнего запустения в храме были возобновлены службы.


Согласно легенде, церковь была построена сокольничьим Ивана Грозного (по другой версии Ивана III), Трифоном Патрикеевым, который упустил царского сокола во время охоты. Это могло стоить ему жизни, и сокольничий горячо молился святому Трифону, своему покровителю, чтобы он помог найти сокола. Явившийся сокольничьему во сне святой указал место, где находится птица; в благодарность Трифон возвёл на этом месте храм в честь святого Трифона. Этот эпизод описан в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный». Легенда была отражена на одной из фресок храма (XVI—XVII веков), изображающей всадника с соколом на вытянутой руке.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%A2%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D0%9D%D0%B0%D0%BF%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BC

Tags: Православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments